Категории раздела
«Кавказская овчарка – взгляд заводчиков»
Избранные статьи из дипломной работы: Баранов А.Л., Большукина Л.А. «Кавказская овчарка – взгляд заводчиков», Киев, 2007год.
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Главная » Статьи » «Кавказская овчарка – взгляд заводчиков» » «Кавказская овчарка – взгляд заводчиков»

    ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КАВКАЗСКОЙ ОВЧАРКИ.
    Говоря о психике и характерном поведении любой породы собак, необходимо начинать с ее исходного предназначения. Для кавказских овчарок – это охрана имущества чабанов, и в первую очередь, главного их достояния – овец. Для приотарной стражи древние пастухи-овцеводы вели тщательный отбор собак не только по физиологическим критериям, но в равной мере и по поведенческим особенностям. Так как человек взял на себя основные функции по содержанию собак, некоторые их инстинкты «отмирали» за ненадобностью (к примеру, добыча пропитания), иные же видоизменялись, приобретая новые, требуемые формы. Чабаны максимально развивали и закрепляли нужные для охраны овец повадки и свойства собак. Перечислим главные из них.1) Стайность. Стайный инстинкт у кавказских овчарок намного сильнее, чем у большинства других пород. И ничуть не слабее, чем даже у волков (хоть проявляется он несколько в иных формах). По сути, инстинкты стайного выживания диких предков собак чабаны лишь видоизменили, приспособив их к своим нуждам. Сохранив главное – строгую иерархию и чёткое выполнение каждой особью своих функций, как залог слаженности и согласованности действий всей приотарной стаи в целом. А неуживчивые, «нелюдимые» особи выбраковывались.
    2) Территориальный комплекс. У всех стайных животных развит территориальный комплекс – они охраняют от всевозможных вторжений извне ареал своего обитания. Этим инстинктом собак воспользовались чабаны и направленно развивали его, «отсекая» в нем лишнее. А именно. Одновременно, из генетической памяти приотарных собак «вытравливались» основные охотничьи инстинкты. Собаки «забыли» не только об охоте, как о средстве пропитания (ибо необходимую пищу получали из рук пастуха), они были отучены и от длительного преследования хищников - нарушителей границ ареала. В противном случае, терялась бы эффективность охраны отары. Впрочем, собаки охраняли не самих овец. Они защищали «священные» границы своей стаи. А уж заодно, стерегли и всё то, что на ней находилось по воле «вожака»-человека. Полученный пастухами результат трудно переоценить. Территориальный комплекс является главной ментальной мотивацией непревзойденных охранных качеств кавказской овчарки. 
    3) Послушание. Все собаки воспринимают и своих сородичей, и людей, живущих сообща на одной территории, как одну совместную стаю. Поскольку у собак стайный менталитет, то и покорность своему вожаку – у них «в крови». Для этого чабану нужно было самому стать «вожаком» их общей «стаи», и как следствие, подчинить собак своей воле. И он преуспел – требования «вожака», не выходящее за рамки врожденного «разумения» собак, стали для них Законом. Впрочем, чабаны никогда не развивали послушание своих собак до абсолютного уровня (аля немецкая овчарка) – как раз это и стало бы помехой для их главного целевого предназначения, ибо послушание не должно доминировать над самостоятельностью.
    4) Самостоятельность. Территории любого из пастбищ в Кавказском регионе всегда были несравнимо обширнее, чем самые большие пастбища в Западной Европе. Отары овец могли быть разбросаны на многие километры, без малейшей угрозы потравки возделанных нив и других сельхозугодий. По этому требования к «стилю» и самой сути «работы» приотарных собак были совсем иные, чем в Европе. Собаки «научились» самостоятельно принимать решения. Без каких либо команд (поди, докричись до собаки через такие расстояния!) они сами выбирали «стратегию и тактику» охраны своей территории на каждом конкретном пастбище. Находили наиболее выгодные для обзора наблюдательные позиции. «Определялись» - кто, и в каком порядке будет действовать в случае приближения волков, или чужих людей. Такие ценные качества своих собак чабаны максимально развивали и закрепляли в них, ведь от этого зависела сохранность отары.
    . 5) Недоверчивость и злобность. История Кавказа – история бесконечных войн, разбойных набегов соседних племен (народов), религиозных, межнациональных и межродовых кровопролитий. По этому своих собак чабаны обучили недоверию и злобе к любым чужакам. Но, если люди всё же умеют договариваться и идти на компромиссы, то собаки эту науку так и не постигли. Недоверчивость, если ее умышленно не «гасить» или не перенаправлять (даже у собак не «кавказской национальности») сама по себе всегда выливается в злобность. Этого от них и добились чабаны. А уж морализовать собаки вовсе не умеют. И кавказские овчарки по сей день, делят мир не по принципу «хороший – плохой», а исключительно «свой – чужой». То есть, свой – это хороший, а чужой – заведомо плохой. Недоверчивость и злобность в сочетании еще и с бесстрашием – «гремучая смесь» легендарного характера «кавказцев».
    6) Смелость и терпимость к боли. Территориальной мотивации и злобности еще не достаточно, чтобы стать надежным охранником. Дабы отогнать сильного противника, а не прятаться от него, а тем более, вступить с ним в схватку, в первую очередь нужна смелость, уверенность в себе и в победе. А, сцепившись с врагом, необходимо еще уметь терпеть боль. Чтобы закрепить эти качества у своих собак, древние «селекционеры» придумали простой и самый эффективный способ – бои. Начиная с возраста около полутора лет, молодняк ставили в поединки со сверстниками. Такие бои проводили через каждые полгода, всего – несколько раз в молодые годы собаки. Ранней весной и в середине осени, когда отары находились не на пастбищах, а в загонах в ауле. Иногда, против отлично проявившей себя ранее молодой собаки, ставили противника постарше. В этих поединках полностью выявлялись все качества или недостатки собак. Трусливые и нетерпимые к боли безжалостно уничтожались – суровые реалии жизни не располагали к сентиментальности. А прошедшие эти тесты собаки, закрепившие уверенность в себе и смелость, окончательно оставлялись при отаре. Именно они уже имели шансы справиться с таким грозным противником, как волк. И чабанам не приходилось гадать – чего стоят их собаки «в деле».
    . 7) Уравновешенность. Для самостоятельного выполнения непростых задач, поставленных перед кавказской овчаркой, у нее должна быть очень стабильная, уравновешенная психика. Ведь колоссальные нагрузки, которые нередко выпадали собаке, были не только физического характера. В первую очередь напряжение испытывала нервная система. А ведь именно психика регулирует экономное расходование сил, в том числе «нервной энергии», позволяет правильно оценить ситуацию, быстро и безошибочно среагировать на нее, да и вообще, регулирует все поведенческие процессы. И природа наделила кавказскую овчарку этим прочным и надежным «механизмом», который еще и развили чабаны. Внешние проявления такой нервной системы – это мгновенные переходы от состояния покоя к возбуждению и снова к успокоению – всё в зависимости от ситуации. Отсюда, кстати, знаменитый «взрывной» характер кавказской овчарки. А излишне возбудимые особи, с проблемами тормозных «механизмов» психики уничтожались.

    Вот основы фундамента характера кавказской овчарки. Именно этот комплекс поведенческих особенностей был заложен в породу за долгий период ее формирования. Рассмотрим еще раз основы поведенческого комплекса, но, уже как бы в разных комбинациях друг с другом, уточнив и дополнив их некоторыми комментариями.

    1) Послушание, самостоятельность и территориальность. С точки зрения европейской кинологии, собака просто не может (потому, что не может никогда!) сама принимать решения в сложных обстоятельствах, если действиям в таких ситуациях она не обучена заранее. Мол, наибольшая автономность, на которую способна собака – это без вмешательства человека выполнять лишь только то, на что она заведомо выдрессирована. А самостоятельный комплекс: осмысления и оценки ситуации, выбора правильного, адекватного решения и приведения его в действие – это прерогатива человека. Приписывать же собаке всё это в совокупности, значит, «очеловечивать» ее. Так мыслит европеец. Именно по этому шаблону он и сформировал практически все породы собак европейского происхождения, и перекроил под эти рамки иные породы, завезенные в Старый свет со всего мира.
    Но, так ли это по отношению ко всем породам? Вот лишь один пример для размышлений. Человек и собака находятся на некотором удалении друг от друга на территории, которую собака призвана охранять. Появляется посторонний. Собака заметила его, а человек не видит. Синхронно с появлением чужого, человек подает собаке команду: «Ко мне!». Далее разбиваем пример на две части. В первом случае собака – немецкая овчарка. Что в такой ситуации сделает служака-«немец»? Выполнит команду. Ведь исполнение воли «вожака»-человека для немецкой овчарки – попросту доминирующий рефлекс. А рефлексы не осмысляются. Во втором случае собака – кавказская овчарка. Как поступит «кавказец»? Как минимум несколько секунд собака может остаться на месте. Любой европейский кинолог решит, что она «тугодум», либо плохо выдрессирована. Ему и в голову не придет, что в этот момент кавказская овчарка взвешивает мотивацию команды в конкретных обстоятельствах и выбирает приоритеты – выполнить ее или «заняться» вторгшимся чужаком? И уж вовсе повергнет в шок европейца окончательная реакция собаки на команду – вместо «ко мне», кавказская овчарка понесется куда-то в сторону с грозным рыком. Собака сама оценила ситуацию и выбрала приоритетное решение: не смотря на гнев «вожака»-человека (за невыполнение команды), всё же защитить и самого человека, и общую с ним территорию. Это ли не пример самостоятельности принятия решений?
    Благодаря этому примеру, заодно, делается и еще один вывод. Совокупность территориальности и самостоятельности в менталитете «кавказца» доминируют над волей «вожака». При условии, конечно, что воля человека вступает в противоречие с этими врожденными поведенческими «механизмами». Либо, если сам хозяин в такой ситуации попросту не адекватен.
    Кавказскую овчарку, за редким исключением, нельзя «заставить» работать на задержание убегающего противника. Вернее, этого можно легко добиться от собаки лишь в том случае, если и сам «вожак»-человек будет с ней на равных догонять беглеца. У «кавказца» нет ментальной установки на самостоятельное длительное преследование. Для его психики – это стертый из генетической памяти атавизм охотничьих инстинктов. И даже самая «послушная» кавказская овчарка просто не поймет – чего от нее добиваются. Собака знает лишь такие установки: отогнать нарушителя границ, или же – если враг не сдается, его нужно уничтожить. Но, покинуть охраняемую территорию вслед за убегающим противником – нонсенс! Кавказская овчарка точно «знает» - если чужак убегает, значит, задача выполнена. А, в этой ситуации, догонять и сбивать с ног противника, зачем-то крепко держать его зубами за руку, да еще и дожидаться дальнейшей санкции хозяина – такое «кавказцу» и в голову не придет.
    По тем же причинам «кавказца» очень трудно обучить задержанию нападающего противника, тем более, держать хват. Кавказская овчарка не знает, что такое «задержать». Но, зато точно «помнит»: отогнать, уничтожить. 
    А уж заставить кавказскую овчарку выполнять команду «апорт» - вовсе неблагодарное занятие. Ибо «апорт» - это тоже разновидности атавизма охотничьих инстинктов, не хранящие в генетической памяти «кавказца» абсолютно никаких ассоциаций.
    Случаются, конечно, исключения из «правил». Есть дрессировщики, которые всё же умудрились обучить некоторых «кавказцев» подобным фокусам. Нужно отдать должное таланту и тех, и других. Но, возникают закономерные вопросы. Во-первых. Всё ли в порядке с психикой, а может, с «механизмом» наследственности собак, которые научились тому, что им отродясь не свойственно? Во-вторых. А нужно ли это вообще кавказской овчарке? Не логичней ли другое решение вопроса? - Если человеку необходимы те или иные свойства и качества собаки, то и заводить он должен именно ту породу, у которой все эти требования уже «в крови».
    2) Послушание и злобность. Еще одна тема, не вписывающаяся в рамки европейской кинологии. Для любого европейца пункт дрессировки - «абсолютное» послушание - это отправная точка оценки психики и рабочих качеств любой собаки. Если собака упорно не желает работать на полное подчинение, ее выбраковывают. С этой точки зрения, подавляющее большинство поголовья кавказских овчарок, уже заведомо в «контейнере для брака». Есть у них еще и такие «не европейские» качества, как легендарные недоверчивость и злобность – наследственно устойчивые, «не гасимые», и выражены очень ярко. Никакой «кавказец», по команде, не станет спокойно сидеть (стоять, лежать) и ожидать какой-то там следующей команды, если почует приближение чужака, особенно не адекватного, к своей ли территории, или к хозяину. И уж тем более, никакая сила не заставит его реагировать «с доверием» или «спокойствием Сфинкса». Природную злобность кавказской овчарки в такой ситуации можно погасить только одним способом – чужак должен уйти, причем, по первому же «требованию» собаки. 
    3) Смелость и злобность, уравновешенность и стайность. Речь идет о тестовых поединках молодняка, а так же об иерархических и других «разборках» собак внутри стаи. Множество различных причин инициирует собак к выяснению отношений между собой, побуждающих мотивов может быть масса. Такое поведение свойственно вообще любым стайным животным. 
    У собак существует целый комплекс поведенческих «ритуалов», то есть телодвижений, мимики и звуков для выражения своих эмоций и намерений. Так же, как врожденное их понимание и адекватная реакция на эти сигналы. К примеру. Два молодых кобеля, «кавказца», выясняют свой «статус» по отношению друг к другу. А если собаки еще и из разных стай, то это их нормальное, «правильное» поведение. Угрожающие позы, грозное, предупредительное порыкивание и другие картины этой «церемонии», известны всем владельцам собак. Допустим, ни один из кобелей никак не желает признать себя слабее и «рангом» ниже, а значит, и сдаться, отступить. Кстати, именно для кавказских овчарок такая неуступчивость очень характерна. Что происходит дальше? Когда «дипломатия» себя исчерпала, развязка лишь одна – поединок. Врожденная смелость побуждает одну из собак к атаке. А природная злобность еще больше подливает масла в огонь. Бой довольно быстро определяет силы, и терпимость к боли. Каков исход? – Реки крови? Страшные рваные раны? Гибель соперника? – Как бы не так! Как только один из соперников осознаёт, что ему не совладать с конкурентом, он сдается. Есть несколько вариантов признания поражения. Собака показывает оскал и «откусывается» короткими, скользящими хватами, либо «подает голос» сопернику – начинает лаять, или скулить, а иногда даже «кричать». Главное, что победитель сразу же отпускает побежденного и дает ему беспрепятственно уйти. Не правда ли, это очень напоминает борцовский ринг, где сдающийся борец стучит рукой по татами, заявляя о своем поражении? Почему это происходит у кавказских овчарок? Что за дивное «рыцарство»?
    Ничего странного в этом нет. Причиной тому ярко выраженный стайный менталитет кавказских овчарок, а также, свойственная породе, уравновешенная психика. В характере «кавказца» нет ментальной установки на уничтожение сородича, или на нанесение ему увечий. В противном случае стае «кавказцев», да и всей породе в целом, грозило бы тотальное самоуничтожение. Цель выяснения отношений в любой стае собак – определение внутристайного статуса каждой особи. А значит, очередность допуска к пище, к спариванию, распределение прав и обязанностей, и т. д.
    Ну вот, все отношения выяснены. Побежденный ушел восвояси, а победитель получил некоторые новые права и блага, или отстоял прежние. Психика обоих «драчунов» тут же дает установку на торможение возбуждения. Куда мгновенно девались злобность и ярость? – Собаки сидят в относительной близости друг от друга – само воплощение спокойствия и невозмутимости. И лишь зализывают незначительные раны, если они все-таки получены в поединке. Кстати, формированию такой психики пастухи способствовали радикальным способом. Они безжалостно уничтожали излишне агрессивных собак с заниженным торможением возбудимости, по этому подобные особи для всей породы в целом – аномалия.

    В завершение нужно особо акцентировать внимание на таких важных выводах.
    Как добиться взаимопонимания с «кавказцем», полноценных и счастливых взаимоотношений, а сосуществование с ним сделать взаимовыгодным и безопасным? Как заслужить свой авторитет в глазах кавказской овчарки? Сочетанием любви и строгости, заботы и требовательности, внимания и долготерпения. Никаких крайностей – попустительства и безнаказанности, равно, как и побоев «в назидание». Кстати, здесь уместно процитировать слова знаменитого австрийского этолога К.Лоренца: «Любое наказание собаки действенно не столько благодаря связанной с ним боли, сколько потому, что оно демонстрирует власть и силу наказывающего. И для того, чтобы наказание принесло пользу, собака должна воспринимать его именно как проявление власти». 
    И, поскольку собаки воспринимают свое сосуществование с человеком на одной территории как единую, общую с ним стаю, хозяин просто обязан стать для своих питомцев лидером, «вожаком». Только при этих условиях он сможет подчинить своей воле и всю стаю в целом, и каждую собаку в отдельности, а не попасть самому в ранг подчиненных. Особь из стаи может быть или ее вожаком, или подчиняться вожаку – третьего варианта в стае быть не может. Для этого хозяин должен, хотя бы в общих чертах, понимать принцип и механизм Древних Законов стаи, сущность прав и обязанностей ее членов – своих собственных, как «вожака», равно как и низших по рангу – своих питомцев. И тогда человек сумеет «объяснить» собакам видоизменённые им Законы. Конечно, в допустимых для их «разумения» пределах – Законы сосуществования их смешанной стаи-семьи. То есть, уже понимая, как «мыслит» собака, вызывать у нее прямые инстинктивные ассоциации со своими требованиями. К примеру, право давать и забирать плошку с едой – ассоциировать с порядком поедания стаей добычи – от вожака до низших «чинов», а так же с неоспоримым правом вожака претендовать на любую добычу. И именно таким образом строить основу своих взаимоотношений с собаками. 
    В одном кратком обзоре невозможно объемно разъяснить эти важные вопросы. Но, можно и нужно порекомендовать необходимую литературу. К примеру. Книгу австрийского ученого Конрада Лоренца «Человек ищет друга» и другие его работы по этологии. А так же, работы наших отечественных кинологов. Фундаментальный труд: Ф.И.Полищук, А.Л.Трофименко «Основы кинологии». Очень толково и доступно, даже для людей не связанных с кинологией, раскрывают эту тему Валерий и Вероника Высоцкие «Дрессировка отечественных волкодавов», и другие их книги.

    Избранные статьи из дипломной работы: Баранов А.Л., Большукина Л.А. «Кавказская овчарка – взгляд заводчиков», Киев, 2007год.
    Категория: «Кавказская овчарка – взгляд заводчиков» | Добавил: EVA (17.09.2011)
    Просмотров: 5661 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/2
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *: